В Москве состоялась долгожданная премьера нового фильма известного российского режиссера Павла Лунгина «Дирижер». Это попытка мастера через простую бытовую историю показать драму человеческого несовершенства и нравственного преображения. Главную роль в фильме сыграл известный литовский актер Владас Багдонас.
Казалось бы, совершенно незатейливый сюжет: знаменитый дирижер со своим оркестром и хором едет в Иерусалим, чтобы исполнить в концерте ораторию «Страсти по Матфею». Для Павла Лунгина именно музыка митрополита Илариона стала толчком для создания фильма.
«Главное в этой истории то, как духовная музыка митрополита Илариона, накладываясь на простые бытовые действия, дает удивительный эффект. Я очень боялся, что этого не произойдет. Но, удивительное дело: накладываешь почти хроникальную съемку аэропорта на эту музыку и получается нечто необычное».
Музыка в фильме Лунгина — главное действующее лицо. Она придает всему происходящему свой вектор, свою глубину переживания. Незаметно из музыкальных «страстей» рождаются «страсти» человеческих взаимоотношений. Вдруг оказывается, что успешный дирижер едет в Иерусалим не только на концерт, но и хоронить своего сына:
«Он загубил своего сына, это точно. Мне было интересно то, что эта трагедия идет от человека духовного, которого все привыкли считать хорошим. Он аскет, видно, что он посвятил всего себя музыке, что он — цельная личность. Вдруг оказывается, что за всем этим стоит холодность, жесткость, эгоизм. Интеллектуализм без сердца в этом смысле ужасен».
Не только главный герой встречается с испытаниями в древнем городе. За три дня поездки почти все участники этой истории переживают драматические события. Одна из героинь погибает в теракте на рыночной площади Иерусалима. Это самая страшная сцена фильма «Дирижер». Мать ищет двоих своих детей, которые задержались у витрины со сладостями, и оказывается рядом с молодым террористом. Героиня актрисы Инги Оболдиной винит себя в ее смерти:
«И по сценарию, и по истории, конечно, это ее наказание. Ведь мы подчас просим у Господа: „Господи, ну пусть эта соперница уйдет с моей дороги. Пусть ее не будет“. Ведь она об этом молилась в Горнем монастыре, где мы с героиней Даши Мороз встретились. Она так истово молилась, что выпросила себе это. Но она не ожидала, что это воспримется так буквально. Поэтому мы действительно несем ответственность за то, о чем думаем, о чем просим».
Многие актеры испытали на себе необычное влияние священного города. Например, исполнитель главной роли, ведущий актер театра Эймунтаса Някрошюса Владас Багдонас. Актер признался, что в некоторых сценах фильма ему было очень трудно сосредоточиться на роли. Так было в сцене молитвы в храме Гроба Господня:
«Я в этом храме почувствовал очищение и в себе. Это нелегко далось. В конце концов я думал не только о литературном сыне, а вообще о себе, о своей жизни, о будущем, о прошлом».
Фильм «Дирижер» подарил Владасу Багдонасу и профессиональные открытия. Одно из них — талант дирижера. Своим наставником в этом ремесле актер выбрал известного дирижера Владимира Федосеева:
«Я несколько раз ходил к Владимиру Федосееву. Кроме того, у меня был компакт диск с ораторией. Я слушал его во время поездок по всем странам, все время учился у Владимира Федосеева его движениям, внутреннему пониманию музыки. Эта музыка звучала уже давно, не только в Риме, и не только в России. Мне кажется, что я сумел ее изучить.
На съемках Павел Семенович сказал «начинаем» и не включил фонограмму. Я взмахнул палочкой, и оркестр заиграл. Мы так играли минут пять, оркестр меня слушал. Я вдруг ощутил себя не в своей профессии, а в каком-то другом человеке. Мне это очень нравилось".
Павел Лунгин считает картину «Дирижер» интимной. Это одна из причин, по которой режиссер, доверив ее поначалу Константину Богомолову, в конце концов стал снимать сам. Она о раскаянии и стыде, которые преображают жизнь. Она обращена к сердцу каждого.
Источник: news.rambler.ru
Источник: