НОВОСТИ

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

АВТОРИЗАЦИЯ

CСЫЛКИ

На Украине запрещен прокат фильма «Август. Восьмого»

На Украине запрещен прокат фильма «Август. Восьмого» Министерство культуры Украины запретило прокат фильма "Август. Восьмого" режиссера Джаника Файзиева, отозвав прокатную лицензию.

Такое решение министерство приняло после обращения к ним националистической фашистской организации "Свобода" и грузинской диаспоры в Украине.

Когда подобное решение было принято по отношению к фильму "Мы из будущего 2" - было понятно, ведь власть в Украине захватили фашиствующие националисты и именно их мнение было решающим. Принятие же такого решения в нынешней ситуации - мягко говоря непонятно. Означает ли это, что Украина снова берет курс на резкую антироссийскую пропаганду?

Русские общественные и политические организации Украины пока что никак не отреагировали на такое падение на колени Министерства Культуры Украины перед малочисленными нацистской организацией и грузинской диаспорой. Снова в Украине интересы меньшинства ставят выше интересов большинства, которое хочет видеть этот фильм в кинотеатрах. Фильм ведь всё равно посмотрят, причем теперь после запрета его посмотрит еще большее количество зрителей, ведь после выхода фильма на ДВД (22 марта 2012 года) все, кому не дали посмотреть фильм в кинотеатрах, посмотрят его дома.

«Август. Восьмого» рассказывает о военном конфликте в Южной Осетии. В центре сюжета — молодая женщина, которая вынуждена пробираться в Южную Осетию, где оказался ее 7-летний сын, отправленный туда накануне конфликта.

О фильме "Август. Восьмого"

«Август. Восьмого» (иногда указывается как «Август восьмого») — российский кинофильм Джаника Файзиева о конфликте в Южной Осетии, произошедшем в августе 2008 года. Это третий в мире художественный фильм на эту тему. В отличие от предыдущих «Олимпиус инферно» и «5 дней в августе» этот фильм официально не рекламировался как «Борьба за правду», хотя тоже был спонсирован государством. Сюжет рассказывает о молодой матери-одиночке, которая, рискуя жизнью, вынуждена пробираться в Южную Осетию, где оказался её 7-летний сын, которого она отправила туда накануне конфликта. Фильм можно разделить на две части, которые чередуются между собой: одна демонстрирует, как в глазах маленького мальчика южноосетинский конфликт превращается в фантастический боевик с супер-роботами, вторая показывает реальность военной обстановки и путешествие главной героини. Идея «донести правду до мира» в фильме не затрагивается. Хотя фильм имеет военную тематику, в нём нет кровавых сцен или откровенных сцен убийств, весь акцент в основном строится на переплетении судеб различных людей (с которыми встречается главная героиня по ходу её путешествия) и разрушении окружающеего материального мира. Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей.

Практически сразу после начала производства фильм подвергся критике, как «очередная российская пропаганда», но в то же время вызвал интерес из-за наличия робота на промо-плакате. Работа над фильмом началась в середине марта 2011 года, а съёмки закончились в начале августа. С октября фильм находился в стадии пост-продакшна. Всероссийская премьера состоялась 21 февраля 2012 года.

Сюжет

Фильм начинается со сцены фентези, где мальчик Космобой (Артём Фадеев) и гигантский Добрый Робот (лицо и голос Егора Бероева) борются против человекоподобного существа Мраковласта (в этой роли снялся сам Джаник Файзиев), чтобы отнять у него Волшебную Пыль, которая нужна людям. Когда Мраковласт наносит по ним решающий выстрел из пушки, расположенной у него на плече, Добрый Робот в последний момент закрывает собой Космобоя. Он на грани уничтожения, и Космобой, несмотря на возражения Робота, произносит волшебное заклинание, которое с помощью Пыли возвращает Робота к жизни. Далее действие переносится на театральную сцену и становится понятно, что показанные ранее вещи были детским музыкальным спектаклем, а Космобой — воображение 7-летнего Артёма, который наблюдает спектакль из-за кулис. Из последующих эпизодов становится ясно, что мальчик очень тяжело перенёс развод его родителей — 23-летней кондитерши Ксении (Светлана Иванова) и осетинского миротворца Заура (Егор Бероев), который служит в миротворческих войсках в Южной Осетии. Как и многие дети в подобных случаях Артём, когда ему что-то не нравится, начинает прятаться в мире собственных иллюзий, где, например, грузовик MAN, на подобие Трансформеров, является замаскированным Мраковластом. Свою лепту вносит появление в жизни его матери нового ухажёра — банковского служащего Егора (Александр Олешко), которого Артём принимает в штыки (особенно после того, как Егор случайно сломал его игрушечную фигурку робота). А тем временем два миротворца — командир разведотряда Лёха (Максим Матвеев) и лейтенант Гришка (Константин Самоуков) — которые стоят на охране административной границы Южной Осетии, замечают скопление грузинских войск по ту сторону.

Ксения, видя, что неприязнь Артёма к Егору может отрицательно сказаться на отношении самого Егора к ней (тем более, что они собираются поехать в Сочи), отвечает согласием на предложения Заура отправить сына к его родителям в деревню Сидамонта, что расположена недалеко от границы, разделяющей Южную Осетию с остальной частью Грузии, но при условии, что по первому же её звонку Заур отправит мальчика обратно. Артём уезжает в сопровождении друга Заура военнослужащего Ильи (Хасан Бароев). На прощание Ксения тайком цепляет на пояс Артёма брелок в виде плюшевого мишки, который Артём отказался взять, потому что «дружит только с роботами». Однако, мать Ксении, (Анна Легчилова), узнав, куда поехал Артём, показывает ей статьи из Интернета, из которых Ксения узнаёт, что война в тех регионах может начаться не сегодня-завтра. Она звонит Зауру с требованием вернуть Артёма, но Заур, глядя как счастливы его родители, потому что они редко видят Артёма, и как счастлив сам Артём, играющий со сверстниками, объясняет, что эти статьи вполне могут быть провокацией. У них завязывается ссора, и Заур в ярости швыряет телефон об землю, разбив его. Тогда Ксения пытается позвонить на мобильный Артёма, но Заур перехватывает и этот звонок, а заодно недовольно отмечает, что его сын поставил на телефон в качестве позывной мелодии звуковую дорожку из военного фильма (в ней слышны звуки выстрелов, взрывов и чей-то зловещий хохот).

Ксения в замешательстве, и, терзаемая сомнениями, приходит к Егору на работу за советом. Егор показывает себя с очень некрасивой стороны, когда сначала пытается объяснить ей, что даже если там действительно начнётся война, то вряд ли она сможет что-то сделать, если отправится туда, а затем жёстко замечает, что меньше всего хочет ввязываться в проблемы её семьи и говорит, что «она как маленькая, её всему нужно учить». А когда они заходят в лифт, то он недвусмысленно даёт ей понять, что он даже научил её чувствовать по-настоящему сексуальный оргазм, и уверен, что она не притворялась. Какое-то время Ксения стоит молча, после чего начинает повторять «Да, Егор!» и с каждым разом всё громче и страстнее, из чего становится ясно, что она имитирует оргазм, намекая ему, что при интимном контакте именно, что притворялась. Люди, стоявшие в лифте, начинают тихо посмеиваться. Когда двери лифта открываются, Ксения вместе с остальными выходит, а униженный Егор остаётся стоять на месте. Ксения на самолёте прилетает во Владикавказ, откуда на старом советском ЛиАЗе отправляется в Цхинвал. После Рокского тоннеля автобус глохнет и его берёт на буксир грузовик, но когда они проезжают по горному склону, то внезапно подвергаются атаке двух РПГ. Один снаряд попадает в грузовик, убивая водителя, другой — в переднюю часть автобуса. Грузовик, потерявший управление, переворачивается, а автобус, тоже оставшийся без управления, вылетает за ограждение и не падает со склона только благодаря канату. В живых остаются лишь те, кто сидел на задних местах, в их числе и Ксения.

Среди миротворцев, которые их эвакуируют, Ксения встречает Лёху, который, под её давлением, отвозит женщину в Цхинвал и высаживает на городской площади перед зданием администрации в ту самую ночь с 7 на 8 августа, когда на город обрушился огонь «Градов». Ксения ищет спасения в администрации, где сталкивается с военным Казбеком (Алексей Гуськов), который объясняет ей, чтобы она не пользовалась мобильником, потому что «они [грузинская армия] отслеживают сигналы мобильников». Вследствие попадания снарядов в здании начинается пожар и обвал, но Казбек помогает оглушённой от грохота Ксении выбраться наружу. Там они садятся в машину и, прихватив немного беженцев, едут в ближайший военный лагерь. Тем временем Заур, который отпросился с базы для того, чтобы эвакуировать родителей с сыном, звонит Ксении, извиняется и говорит, что в глубине страны, в том числе и в Сидамонте, пока ещё всё спокойно. Он пугается, когда узнаёт, что Ксения в Цхинвале. Оба решают встретится в лагере для беженцев в Дзау, но больше им поговорить не удаётся, потому что Казбек отключает телефон Ксении, опасаясь, что его могут засечь. Казбек с Ксенией доезжают до военного лагеря, где первый остаётся, а вторая отправляется в Дзау. Заур приезжает домой и просит родителей собраться, собираясь на рассвете уехать, но когда они садится в его джип, к их дому подъезжает грузинский танк. Мать Заура чувствует неладное и просит Артёма сходить в дом, потому что она «забыла платок». «Бабушка, почему у тебя дрожат руки?» — спрашивает Артём, но Заур, тоже всё осознавая, просит Артёма сходить за ним. Когда мальчик вылезает из машины Заур успокаивает родителей, говоря, что когда «они» увидят, что он миротворец, то их не тронут. Он выходит вперёд и демонстрирует каску с аббревиатурой «МС». Танк поворачивает в их сторону ствол пушки. Артём, подходя к дому, чувствует неладное и оборачивается. Он растерянно смотрит на отца и на танк, и в этот момент Заур, всё поняв, поворачивается к сыну, виновато улыбается, пожимая плечами, и воображение Артёма превращает его в Доброго Робота, который подмигивает ему так же, как он подмигивал Космобою перед тем, как закрыл его от удара Мраковласта. В следующую секунду танк выстреливает, снаряд пробивает Роботу грудь и попадает в машину. Взрывная волна сбивает Артёма с ног, а танк принимает облик Мраковласта.

В Дзау Ксения ждёт, когда они придут и, не дождавшись, звонит Артёму на мобильный. Тот, только что пришедший в себя после взрыва, берёт трубку, но, будучи в состоянии шока, лишь шепчет: «Здесь Мраковласт был… Мраковласт всех убил…». Глядя на полыхающую машину он в своём воображении видит Огненную Мурену и, испугавшись, прячется в доме. Ища способы пробраться в Сидамонту и понимая, что в одиночку она туда точно не доберётся, Ксения вспоминает, что Илья оставил ей на прощание номер его телефона, чтобы она при желании могла ему позвонить и узнать нормально ли они доехали. Ксения звонит ему и узнаёт, что его взвод стоит перед Рокским тоннелем в ожидании приказа. Ксения крадёт корочки репортёра и не смотря на то, что это удостоверение мужчины средних лет, присоединяется к ним в качестве журналиста. Сидя на бронетранспортёре она пытается дозвониться до Артёма, но мальчик, который теперь совершенно один в опустевшем доме, очень напуган, тем более, что трель звонка со взрывами ещё больше заставляет его замкнуться в себе. Он сидит, сжавшись под столом, и, слушая взрывы, шепчет: «Не хочу войны, хочу к Роботу!.. Где мой Добрый Робот?..». Илья, который сидит рядом с Ксенией, считает, что линия перегружена и предлагает посылать сообщения. Она записывает для Артёма mms-сообщение, но Артём, от шока всё дальше прячущийся в своих иллюзиях, даже не видит её лица на экране. Один раз он видит, как по дому проходит автоматная очередь, когда рядом пробегают отстреливающиеся беженцы. Увидев сыплющуюся их пулевого отверстия в потолке пыль Артём, уйдя в свой мир, решает, что это та самая Волшебная Пыль, и, схватив пригоршню, выбегает наружу, чтобы оживить отца. Он уже произносит заклинание, когда рядом проходит новая автоматная очередь и одна из пуль, отрикошетив от забора, наносит ему скользящую рану в висок. Тем временем Ксения и Илья попадают в засаду, где Илья говорит ей, что она должна «смотреть только туда, где страшно». Почти все солдаты погибают, а Ксения и Илья с остальными укрываются в одном здании (ошибка фильма — в кадре изображён абхазский вокзал Гудаута), где Илья погибает, когда на него обрушивается кусок стены, в которую стреляет из РПГ грузинский солдат. Ксению же, которая от ужаса и шока видит себя парящей над землёй, кто-то (как потом выясняется, это были Лёха и Гришка) оттаскивает в безопасное место.

Ксения с небольшим сотрясением мозга приходит в себя в подвале одного разрушенного дома, где ютятся беженцы. Местная жительница Аза (Лидия Вележева) рисует для Ксении карту, показывая, как от них добраться до Сидамонты. Ксения, приходя в себя, просматривает телефон и находит сообщение от Артёма с тем роликом со спектакля. Тогда она посылает ему новый ролик с сообщением, в котором называет себя Добрым Роботом, что «спешит Космобою на помощь». В ответ она получает от Артёма новую видео-mms, где в ужасе видит, как он, со струйкой крови на щеке, тихо говорит: «Добрый Робот, ты мне очень нужен…». Не дождавшись полного выздоровления Ксения собирается в дорогу и, желая подбодрить сына, посылает Артёму несколько аудиосообщений, где опять называет Артёма Космобоем, а себя — Добрым Роботом. По пути она попадает под огонь грузинских снайперов и остаётся жива только благодаря помощи вовремя оказавшегося рядом Лёхи, который оттаскивает её в безопасную зону. Отряд Лёхи движется в Шанхай, где грузинские войска обстреливают миротворческую базу, в которой укрываются беженцы. Ксения просит его помочь ей, потому что Шанхай недалеко от Сидамонты, и он решает рискнуть. Надев каску и бронежилет Ксения идёт вместе с отрядом, крепко держась за пояс Лёхи и рискуя погибнуть каждую минуту. Во время одного привала Ксения становится свидетельницей того, как Лёха разговаривает по телефону с его матерью, которая не знает, что её сын теперь в горячей точке. Он разговаривает с ней так, будто вокруг всё спокойно, а когда за окном рвётся снаряд, говорит, что рядом проходит стройка. Потом поясняет Ксении, что не хочет волновать её, потому что у неё больное сердце и он единственный, кто у неё есть. Ксения говорит, что его матери есть кем гордиться, и что она очень хочет, чтобы её Артём вырос таким же, как Лёха. Она показывает ему видео-mms Артёма и он говорит, что у мальчика серьёзная рана.

Артём безвылазно сидит под столом, прослушивая по нескольку раз получаемые аудиосообщения, и, из-за нанесённой раны, подвергается галлюцинациям. Ветер подхватывает несколько пылающих огоньков с машины, где погибли его отец с бабушкой и дедушкой, и перебрасывает их на крыльцо, где они проваливаются в подпол. Когда Артём начинает видеть первые языки пламени, ему кажется, что это огненные драконы. Когда отряд Лёхи добирается до лагеря, выясняется, что беженцев там укрывается не десять человек, как ему сообщали, а, по меньшей мере, около сотни и их эвакуация может растянутся на шесть часов, а Ксения не может тянуть. Она спрашивает у Лёхи, как бы он поступил на её месте, и тот отпускает её. Счастливо избежав всех возможностей быть замеченной, Ксения наконец добирается до Артёма. От потери крови он уже почти без сознания и когда Ксения делает ему повязку, то он даже не различает её и не слышит её голос. Понимая, что Артём не может идти, она ищет машину и в итоге угоняет один военный джип у двух грузинских солдат. Когда Ксения затаскивает Артёма в джип, она, чтобы привести его в чувство, называет его Космобоем и Артём начинает видеть вместо неё уже не пустое пространство, а Доброго Робота. В машине Ксения получает по рации от Лёхи сообщение, что вот-вот начнётся российская контратака и она находится как раз в её центре. Артём на грани обморока, его сознание балансирует между явью и вымыслом, и Ксения, чтобы не дать ему заснуть, начинает на ходу выдумывать историю про Доброго Робота и Космобоя, которые отправились на своё сверхсекретное задание — спасать мальчика по имени Артём, который заблудился в лесу (намёк на то, что Артём заблудился в мире иллюзий и Ксения, с помощью Доброго Робота и Космобоя, пытается его оттуда вывести). Когда за ними начинают гнаться два грузовика, Артём видит вместо них двух драконозавров.

Оторвавшись от грузовиков Ксения мчится к дороге, однако обнаруживает, что проезд там перекрыт. И если Ксения видит только грузинских солдат, то Артём видит, как в ущелье над ними возвышается грозная фигура Мраковласта. Ксения даёт назад и за ней увязывается грузинский броневик, который вскоре взрывается, когда в него случайно выстреливает грузинский же танк, сбитый с толку манёврами Ксении. Артём же видит, как танк трансформируется в Мраковласта, который гонится за ними. Тут Ксения неожиданно въезжает в сосредоточение грузинских войск и умудряется оттуда выбраться лишь потому, что солдаты оказываются не готовы к её появлению. Вдали в воздухе показываются российские штурмовики, выпускающие по войскам ракеты, которые уничтожают танки, а вместе с ними и Мраковласта в воображении мальчика. Ксении только чудом удается вывести джип из зоны бомбардировки. Отъехав на некоторое расстояние, Ксения сталкивается с грузинским солдатом, который вытаскивает её из машины, потому что ему нужен джип, так как российские войска на подходе. Ксения, как может, объясняет ему, что она хочет спасти сына, которому срочно нужен врач, и говорит, что его мама сделала бы ради него то же самое. Солдат, приняв правоту её доводов, соглашается подбросить её до границы фронта настолько близко, насколько ему это возможно, и оставляет её там, подняв на прощание руку в знак мира. Ксения, держа Артёма на руках, идёт вперёд на встречу армии и первый же командир танка (Кирилл Плетнёв) спрашивает её, почему она не сходит с дороги. Но Ксения в ответ только улыбается и продолжает идти дальше по дороге, а войска, идущие ей на встречу, расступаются. Позже в полевом госпитале Ксения и Артём, у которого поставлена капельница, лежат на одной койке и Ксения продолжает рассказывать ему историю про Космобоя и Доброго Робота, которые уничтожили всех Марковластов, потому что их самым сильным оружием были не пушки, а их дружба. Внезапно Артём говорит: «Не хочу больше про роботов. Расскажи мне лучше про папу», и Ксения понимает, что её сын вышел наконец из мира иллюзий. Позже они стоят в очереди к вертолёту, который отвезёт их в Россию, и здесь их находит Лёха. Ксения рада его увидеть и спрашивает о ходе войны. Лёха говорит, что война закончилась, российские войска дошли до Гори. Познакомившись с Артёмом он говорит ему, что он должен гордится его матерью. Артём заинтересовывается Лёхой и, когда они садятся в вертолёт, зрителю показывают, что у Лёхи на поясе висит тот самый брелок в виде плюшевого медвежонка. Пока вертолёт летит в воздухе, внизу колонна российских солдат уходит из Южной Осетии.

Параллельно всем вышеперечисленным сценам развивается ещё одна сюжетная линия, демонстрирующая Президента Российской Федерации (Владимир Вдовиченков). Отдыхая с женой на своей яхте на Волге, он посреди ночи разбужен звонком и узнаёт о начале войны. На совете министров многие решают, что нужно начинать контрнаступление, но один из министров (Сергей Газаров) выступает против этого, говоря, что тогда весь мир назовёт Россию агрессором и она окажутся в международной изоляции, которая будет сильнее, чем во время холодной войны. Президент отвечает, что иначе нельзя, потому что российские миротворцы под атакой.

Фильм заканчивается краткой сценой в квартире Ксении, где на автоответчике её телефона проигрываются множество сообщений от Егора, который раскаивается и просит прощения, потому что очень по ней скучает. Последнее проигрывающееся сообщение — от Лёхи, что намекает на его романтическое влечение к Ксении, но он успевает только представиться, после чего идут титры.

Замысел и концепция

Ещё на начальном этапе создания фильма Файзиев говорил о том, что данный фильм — «это история о событиях глобального масштаба, показанная через призму судеб и поступков обычных людей, которых встречает во время своих „приключений“ главная героиня». Идея фильма основывается на нескольких историях, которые Джаник Файзиев случайно услышал в разговоре за чашкой кофе от своих друзей. За основу главной сюжетной линии он взял историю его друга-журналиста, который встречался с молодой студенткой медицинского университета. У них был серьёзный роман, но перед её выпускными экзаменами они сильно поссорились и не виделись несколько месяцев. В августе 2008 он встретил их общую подругу и узнал, что девушку распределили в Южную Осетию. Подозревая, что она, не интересуясь политической ситуацией, поехала туда, он, не предупредив из принципа, отправился вслед за ней и оказался в Южной Осетии аккурат 8 августа. Имея боевой опыт (он служил офицером в Афганистане) и поддерживая с девушкой телефонную связь, он прорывался к ней всеми доступными средствами и заодно оказывал ей психологическую поддержку. И хотя оба выжили и сумели выбраться за линию фронта, их роман хэппи-эндом так и не закончился. Между тем, есть предположение, что центральная сюжетная линия основывалась на журналисте Викторе Сокирко, который в августе 2008 разыскивал в Южной Осетии свою жену, тоже журналистку, Ирину (к счастью, оба выжили). Сюжет про мать-одиночку с сыном, который фантазирует о роботах, Файзиев придумал, вспомнив его давнюю подругу, тоже мать-одиночку, имевшую сына, который, когда кто-то приходил к ним в гости, на все попытки заговорить с ним всё время изображал в ответ злого робота и, как Файзиев со временем понял, он с помощью этого самого злого робота отгораживался от всех маминых любовников. Файзиев добавил к этому сказку «Снежная королева», заменив брата и сестру на мать и сына. Получившуюся историю, которая представляла собой симбиоз нескольких сюжетов из реальной жизни, он назвал «героическим путешествием Матери».

Подоплекой грузино-осетинского конфликта Файзиев, будучи аполитичным человеком, раньше особо не интересовался. В интервью Ольге Гринкруг он и вовсе заявил, что был так расстроен началом войны, что мало следил за её ходом. Для съёмок фильма ему пришлось опросить множество очевидцев. Он раздобыл список награждённых после этой войны людей и начал их обзванивать. Каждый из обзвоненных называл фамилии своих сослуживцев и друзей. Файзиев позже встречался с ними и те называли новые имена, и так он шёл по цепочке. В конечном итоге, где-то уже на пятой или шестой фамилии он понял, что насобирал материала, которого хватило бы на целых два фильма. Часть эпизодов в фильме были основаны на воспоминаниях этих людей. Всего за основу сценария было взято около 25 различных реальных историй. Продумывая сюжет Файзиев черпал вдохновение из фильмов «Падение «Чёрного ястреба»» и «Спасти рядового Райана», которые ему очень нравились.

Поскольку на написание сценария была дано очень мало времени, а сама история у Файзиева была уже написана, то он начал искать сценариста, который смог бы отредактировать эту историю до полноценного сценария. Поиск сценариста проходил по следующим требованиям: этот человек должен был быть с европейским мышлением, с европейским образованием, с опытом работы в Голливуде, и — обязательное условие — у него должны были быть сценарии о войне, или он должен сам иметь опыт участия в боевых действиях. Так он вышел на члена Гильдии Сценаристов Америки Майкла М. Лернера, который ранее был военным корреспондентом для журнала «Newsweek» и газеты «Los Angeles Times» и освещал такие события, как Война в Афганистане и апартеид в ЮАР. Лернеру очень понравилась предложенная ему история и он отозвался о ней так: «Это очень человечная история. Что меня сразу в ней привлекло, так это превращение девушки в женщину, просто матери — в супермаму, к тому же в зоне военных действий. Это очень убедительная, очень простая история, и в ней есть универсальный элемент, который понятен любому зрителю: то, кем героиня является в самом начале, и то, к чему она приходит в конце». В интервью Дарико Цулая он сравнил фильм с голливудским кино, указав на то, что в посленем в подобных сюжетах главным героем почти всегда становится мужчина (так как считается, что от этого сборы будут больше), а «Август. Восьмого», по его мнению, как раз представляет амбициозную (даже для для российского кино) попытку сделать масштабный фильм, в котором главным героем является женщина. Помимо сценария в задачу Лернера входило придумывать интересные сюжетные повороты, потому что версии, предложенные российскими сценаристами, не нравились продюсеру Илье Бачурину. Написание сценария заняло у Лернера около 3 месяцев.

По замыслу Файзиева и Лернера, события фильма разворачивались в такой ситуации, когда все человеческие качества, как положительные, так и отрицательные, проявляются во много раз ярче и сильнее. Во время боевых действий, как утверждал Файзиев, главным чувством становится инстинкт выживания, а нравственность остаётся лишь самым сильным, способным вести себя адекватно вопреки ситуации. Однако, по его словам, несмотря на военные события и наличие драмы, фильм не относится ни к военным фильмам, ни к мелодрамам. Он охарактеризовал фильм как «фильм-впечатление в стиле „приключенческий экшн“» и как (с учётом, что главной героиней является девушка) «женское кино для настоящих мужчин».

Файзиев и Лернер решили, что главные действующие лица будут не старше 25-27 лет, так как посчитали, что первыми жертвами любой войны всегда становится молодёжь, тем более, что реальные участники конфликта, которых опрашивал Файзиев, были того же возраста. Между тем, из главных актёров только 25-летняя Светлана Иванова более-менее соответствовала этой возрастной планке. Почти все военные персонажи в фильме имеют реальных прототипов. Например, герой Максима Матвеева Алексей основывался на Алексее Ухватове, который выступил одним из консультантов фильма и он же был участником южноосетинского конфликта. Вместе с ним Файзиев и Лернер ездили в Южную Осетию, где он провёл им экскурсию по маршруту, по которому передвигался во время Конфликта. К Алексею перешла почти вся история Ухватова и его позывной «Липа» — это тот позывной, которым во время Конфликта пользовался Ухватов. Но окончательный вариант этого персонажа Файзиев и Матвеев придумали сами. Прототипом его друга Ильи, в исполнении Хасана Бароева, стал Денис Ветчинов и смерть Ильи была задумана по просьбе Ухватова, который знал Ветчинова и был на расстоянии 800 метров от Дениса в момент его гибели. Танкист, который с помощью танка прикрывает эвакуацию беженцев, был основан на Юрие Яковлеве, который аналогично использовал свой Т-72 в качестве брони для отхода беженцев.

В феврале 2012 года Файзиев в интервью Дарико Цулая полностью опроверг все слухи на счёт пропагандистско-политической подоплеки фильма. В другом интервью Елене Лободиной он сказал, что не хотел высказывать в фильме своё личное мнение к этому конфликту и поэтому пытался снять простую историю про любовь на фоне трагических событий для того, чтобы максимально раскрыть образы героев.

Подбор актёров

Большая часть технического персонала в съёмочной группе состояла из тех людей, с которыми Файзиев работал на съёмках его предыдущего фильма «Турецкий гамбит». В качестве актёрского состава он собрал некоторых актёров, которые тоже снимались в «Гамбите». Это Гоша Куценко (Измаил-Бей), Егор Бероев (Эраст Фандорин), Алексей Гуськов (Казанзаки) и Александр Олешко (Пётр Яблоков). Бероев, сам будучи полуосетином, сразу ответил согласием на приглашение — у него во Владикавказе жили родственники, которые в те дни хотели пробраться в Южную Осетию. Роль его друга Ильи исполнил спортсмен Хасан Бароев, который тоже является по происхождению осетином. Гоша Куценко снялся по личным причинам — 11 августа 2008 года он готовился лететь из Санкт-Петербурга на Олимпийские игры, когда узнал о начале конфликта и вместе с другом приехал во Владикавказ, чтобы узнать, что происходит на самом деле, потому что информация российских и западных СМИ сильно противоречила друг другу. Из Владикавказа они хотели проехать в Цхинвал, но их туда не пустили, потому что туда уже вошли российские войска. Тогда Куценко на два дня остался во Владикавказе и за это время успел распросить выживших миротворцев и южноосетинских беженцев. С его слов, люди, отправляющиеся в Цхинвал (к тому моменту уже начался возврат беженцев), рассказывали, что когда услышали заявление Михаила Саакашвили о том, что Цхинвал не будет подвержен нападению, то сразу поняли, что война неминуема. Позже Куценко навещал раненных российских солдат в госпиталях в Москве и в Химках и слушал их истории. Узнав о съёмках фильма Куценко связался с Файзиевым и поинтересовался, нет ли для него роли. Файзиев ответил, что остались только роли грузин. Поскольку Куценко совершенно не походил внешне на грузина Файзиев придумал эпизод, в котором Куценко играет, по сути, самого себя в роли очевидца, оказавшегося по своей воле в центре событий.

На главную роль была выбрана актриса Светлана Иванова, которая до этого в основном была известна по фильму «Дом Солнца». Её сына Артёма сыграл 7-летний Артём Фадеев, который до этого имел несколько эпизодических ролей в телесериалах и одну эпизодическую кинороль в фильме «О чём говорят мужчины», Артём стал его первой главной ролью. Роль командира разведотряда Алексея исполнил Максим Матвеев, для которого роль военного стала сменой амплуа, потому что до этого в кино он играл в основном красавчиков и широкой публике был больше известен ролью стиляги Фрэда-Фёдора из мюзикла «Стиляги». Во время его первой встречи с Файзиевым последний почему-то долго сначала рассказывал ему про роль бизнесмена Егора, из-за чего Матвеев уже хотел отказаться от приглашения. Он, Егор Бероев и остальные актёры, игравшие военных, для подготовки к роли, два месяца тренировались в центре спецподготовки МВД РФ, а на досуге Матвеев занимался сборкой макета АК. В интервью Ольге Гринкруг Файзиев то ли в шутку, то ли всерьёз рассказал, что ещё до того, как был закончен сценарий, у него была идея сделать фильм международным проектом с голливудскими звёздами и на главную роль он хотел позвать Натали Портман, однако, в силу того, что Портман была беременна (в июне 2011 у неё родился сын), и того, что в бюджете не хватало денег для таких актёров, как она, международность проекта не состоялась. Тем не менее, в фильме есть персонаж англоговорящей журналистки, которую сыграла американка, узбекского происхождения, Эстелль Раскин.

Съёмки

Часть декораций была построена на «Мосфильме», часть — в Осетии и Абхазии. В Сухуме на заднем дворе Дома Совета министров Абхазии, который сгорел во время конфликта, был возведён общей площадью в 750 квадратных метров комплекс декораций, состоящий из четырёх двухэтажных зданий с интерьерами и внутренними двориками. При этом, декорация подразумевала одну из улиц Цхинвала. Часть военной техники была одолжена у абхазской армии.

Прокатом и изготовлением костюмов занималась Творческая лаборатория «Эполет» в сотрудничестве с художниками по костюмам Людмилой Гаинцевой и Владимиром Корецким.

Фильм стал первым проектом для российского кинотелевизионного концерна «Главкино», который на тот момент ещё находился в процессе стройки. Съёмки проходили с марта по август 2011 года в Москве, Абхазии и Южной Осетии. Во время подготовки к съёмкам съемочная группа в поисках натуры объездила почти весь Северный Кавказ. Процесс начался в Москве на киностудии «Мосфильм», где съёмочная группа заняла сразу 4 павильона, после чего перешёл в Абхазию. Там съёмочная группа столкнулась с тем, что весна в Абхазии в тот год выдалась очень холодной, из-за чего Джаник Файзиев, требовал от актёров (особенно, от исполнителей главных ролей), чтобы они после каждой съёмки постоянно ели чеснок. По его словам из тех 90 дней, что они там пробыли, на протяжении 50 шли дожди. Причём, этот феномен дождя преследовал съёмочную группу даже тогда, когда съёмки снова перешли в Москву, где на одной из съёмочных площадок внезапно сработала пожарная сигнализация. С 13 по 25 июля были отсняты сцены в Северной Осетии. Завершились съёмки 10 августа.

Хотя для Светланы Ивановой была нанята профессиональная каскадёрша, Иванова по мере своих возможностей старалась сама выполнять трюки. Ивановой также пришлось сначала научиться водить настоящий армейский грузовик, а затем ездить на нём на огромной скорости по горному серпантину. Артём Фадеев тоже имел трюкового дублёра для вступительной сцены фильма, где он выступает в роли Космобоя, и его дублёром был Егор Бероев.

В поисках натуры искали заброшенные города, в которых можно было заснять по настоящему взрывающиеся дома без использования компьютерной графики. География съёмок также включала Ткуарчал (эпизод, где Ксения вместе со всеми попадет в грузинскую засаду), селения Урсдон и Нар и Военно-Грузинскую дорогу на въезде в Дарьяльское ущелье между селениями Балта и Чми.

Для создания ощущения реального масштаба военных действий в съёмках фильма было задействовано более тридцати единиц настоящей боевой техники (военные вертолеты, танки, БТР). Кроме того, в съёмках принимали участие около полутора тысяч военнослужащих и более трёх тысяч гражданской массовки из Южной Осетии и Абхазии, среди которых только некоторые были профессиональными актёрами из танцевальных коллективов и театров Абхазии. Большинство из этих людей были реальными очевидцами Южноосетинского конфликта и, по словам Файзиева, для них съёмки стали психологической реабилитацией, тогда как генеральный директор «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадим Смирнов утверждал, что для них съёмки стали развлечением. Некоторые факты и эпизоды были добавлены в фильм в процессе съёмок на оcнове воспоминаний этих людей. Работы кино-департаментов были усложнены тем, что съемки фильма проводились двумя группами одновременно. Вторая группа снимала сцены боев, погони, осуществляла вертолетные съемки, а также заготовки под компьютерную графику без участия актёров, с каскадерами и дублерами героев. Режиссёром-постановщиком второй группы был Дмитрий Коробкин, оператором-постановщиком — Улугбек Хамраев. Съёмочный период фильма составил 100 съемочных дней первой группы и 60 съемочных дней второй группы.

30 июля в перерыве между съёмками Джаник Файзиев вместе с актёрами фильма отметил своё 50-летие.

Во время съёмок в Абхазии произошёл камнепад и дорогу неподалёку от места съёмок полностью завалило камнями, из-за чего съёмки пришлось отложить на 3 дня. Съёмочную группу тогда выручили местные жители, дав им молока, овощей и чеснока.

После съёмок фильма в Сухуме там осталось множество неубранных сгоревших автомашин, досок, гвоздей и фанеры, что вызвало недовольство местных жителей.

Спецэффекты

Спецэффекты делала российская компания «Main Road|Post» под руководством супервайзера Армана Яхина, чья команда и он сам раннее тоже работали над «Турецким Гамбитом». Разработка спецэффектов началась ещё до того, как был закончен сценарий, и это для компании был первый случай, когда они, делая спецэффекты, имели только отдалённое представление о том, как будет выглядеть видеоряд (частично они опирались на воспоминания военных очевидцев). Всего их разработка заняла год. Для съёмочной группы было откровенно в новинку, что сотрудники компании приходили на съёмочную площадку «то с какими-то шарами светящимися, отражающими, то со странными приборами, то со странными замерами, то зелёные тряпки, то синие тряпки, то красные маркеры, то ещё чего-нибудь». Созданием пиротехнических спецэффектов занималась команда под руководством Андрея Косникова. В работе принимала участие также владивостокская студия Сергея Невшупова, который раннее работал на студии Питера Джексона «Weta Digital» в Новой Зеландии и делал спецэффекты к таким фильмам, как «Властелин колец» и «Аватар». Все технические и фактические отступления в сюжете Арман Яхин объясняет фразой «Могло быть всякое», которую съёмоная группа услышала от военных консультантов, которые участвовали в конфликте.

Уровень сложности визуальных эффектов и компьютерных персонажей был настолько высок, что пришлось искать самую совершенную базу того времени и в итоге все спецэффекты были созданы на базе самых новеших процессоров Intel Xeon моделей 5680 (компьютерами Intel Xeon, в свою очередь, пользуются «Pixar», «Walt Disney Pictures» и «DreamWorks»). Всего в фильме более 700 кадров и более 650 планов с использованием компьютерной графики, из которых около 150 были сделаны полностью на компьютере. Продолжительность каждого плана составляет 2-3 секунды, то есть 50-75 кадров. И того, около 33 минут содержат компьютерную графику. Для создания сильного визуального эффекта от Водяной Ловушки (пушки, с помощью которой Артём, в образе Космобоя, расправляется с Огненным Драконом), была куплена программа по симуляции жидкостей, с помощью которой создавалась вся вода в «Аватаре». При обработке впервые для российского кино была применена система физически корректного освещения, так как ранее монтажёры в основном подгоняли освещение с помощью компьютера, а на съёмках «Август Восьмого» сотрудникам «Main Road|Post» пришлось опираться на освещение, которое заранее было выставленно осветителями. Для координации работы студии применялась российская разработка — система Cerebro.

Пять персонажей фильма целиком созданы на компьютере и над созданием каждого из них работали профессионалы различных специализаций в области визуальных эффектов: художники, моделлеры, риггеры, аниматоры, специалисты по шейдингу, специалисты по текстурам, композеры и др.. Их финальная обработка заняла 4 месяца. Просчёт одного кадра занимал от 10 до 30 минут, что делалось многократно и кадр не сразу становился рабочим или финальным, просчёт каждого кадра с дымом занимал около 1 часа. Всего в работе над визуальными эффектами принимало участие порядка 50 высококлассных специалистов в области компьютерной графики, часть из которых потом работали над финальной версией фильма на этапе пост-обработки. В конечном итоге, количество человек, принимавших участие в работе, составило около 80. К работе над одним из роботов-антогонистов подключили дизайнера Алексея Егорова из Якутска, после того, как создатели увидели в Интернете его картины с роботами Некоторые из его картинок тоже были взяты за основу.

В связи с наличием в фильме новизны для российского кинематографа, Файзиев, для того, что бы монтаж продвигался быстрее, а также для дополнительной консультации, привлёк к работе голливудских киношников. Ещё во время съёмок к работе, в качестве режиссёра монтажа, подключился Дэннис Вирклер, которому довелось работать над такими фильмами, как «Человек-волк», «Хроники Риддика» и «Бэтмен и Робин». Файзиев разыскал его по базе IMDB Pro и по началу Вирклер хотел отказаться от работы, посчитав фильм очень масштабным и потому тяжёлым в плане монтажа, но, ознакомившись со сценарием, изменил своё мнение. Работу с российскими специалистами он охарактерезовал, как один из лучших его опытов в профессиональном и личном плане, отметив, что все специалисты были очень терпеливы с «этим американцем». Когда монтаж картины был готов на 30 %, в качестве эксперта по анимации был приглашён Александр Дорогов, который руководил процессом анимирования всех трёхмерных вещей в кадре, в том числе и роботов. Сам он охарактеризовал фильм, как «интересная, крепкая история, профессиональная картина, сделанная не „на коленке“».

В ноябре, когда фильм находился в финальной стадии монтажа, на «Мосфильме» начал работу над монтажом звука американский звукорежиссёр Боб Бимер, который в своё время получил четыре «Оскара» за работу над фильмами «Скорость», «Гладиатор», «Рэй» и «Девушки мечты». Для него этот фильм стал первым российским проектом и его первым приездом в Россию. Бимер попал в проект по протекции Вирклера, когда Файзиев обратился к нему с просьбой посоветовать кого-то из режиссёров перезаписи звука. Бимер описал фильм, как «динамичный, наполненный звуками военной техники, выстрелами, взрывами, погонями, полифонией присутствия солдат», и что он в то же время старался придать ему особую эмоциональность, потому что в первую очередь это «частная история девушки». Монтажом Бимер занимался до конца января, работая с 8 утра до 5 вечера и прерываясь только на один час для обеда.

Файзиев утверждал, что по окончанию монтажа Дэннис Вирклер сказал, что переедет жить и работать в Россию, потому что он был очень удивлён тем, что смонтированная версия фильма была утверждена сразу же и не требовала никаких соглосований с Министерством обороны или Министерством иностранных дел.

Бюджет и финансирование

Фильм снимался продюсерской компанией «Главкино» при поддержке компании «Про-Синема» и, будучи признанным социально-значимым проектом, на средства государственного Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (из которого выделено 250 млн рублей, что стало самым крупным траншем из всех 14-ти поддерживаемых в тот период фондом картин) и частные инвестиции. Общая сумма бюджета очень часто указывалась, как 16 миллионов долларов, однако Илья Бачурин сказал, что всего на фильм было затрачено 19 миллионов.

Саундтрек

Композитором фильма выступил Руслан Муратов. Одновременно с фильмом был снят совместный музыкальный клип групп «Любэ», «Корни» и «In2Natiоn» «Просто любовь» (музыка Игоря Матвиенко, слова Александра Шаганова). В клипе снялись Вдовиченков, Бероев, Куценко, Гуськов, Матвеев, Бароев и Самоуков. В самом первом рекламном трейлере в качестве музыкальной доржки была взята композиция «An Unfinished Life» группы «Audiomachine».

Маркетинг

Продвижением фильма занималась компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» — российский дистрибьютер «20th Century Fox». Тизер-постеры появились сразу же в марте 2011 года. Очень много нареканий и интереса вызвал изображённый на постере робот. В конце сентября случилась аварийная утечка черновой версии трейлера в Интернет, а 2 октября на сайте Кинопоиск был выставлен чуть обновлённый трейлер с официальным обращением Джаника Файзиева. От черновой версии трейлер отличался одним дополнительным кадром и чуть поремонтированным звуком. Из трейлера окончательно выяснялось, что робот на постере является аллегорией-воображением в глазах Артёма. 1 декабря на Кинопоиске появился второй трейлер, демонстрирующий больше спецэффектов. В Интернете в самом начале января был опубликован новый постер а 16 января впервые был выложен 4-минутный отрывок.

В годовщину конфликта 7 августа в Москве на Патриарших прудах состоялась Акция Памяти «Следуй велению сердца» (название было взято из первого трейлера), где солдаты, принимавшие участие в военных действиях в Цхинвале, а также звёзды кино, ТВ и шоу-бизнеса спустили на воду 387 свечей (по числу всех погибших мирных жителей с обеих сторон) в знак памяти всех погибших в той войне. Среди присутствующих были члены творческой группы фильма и Дарья Донцова, которая выступила, процитировав осетинского поэта Коста Хетагурова, «Зачем мы, живя под одним небом, воюем?».

В передачи «Магия кино» от 2 ноября Илья Бачурин опроверг все гипотезы, относительно того, что они пытались подстроится под серию фильмов «Трансформеры» и для этого ввели в сюжет роботов, объяснив, что роботы были задействованы в сюжете исключительно для того, чтобы показать конфликт глазами ребёнка. Заодно он и присутствовавшая вместе с ним Светлана Иванова упомянули, что надпись из трейлера «Следуй велению сердца» можно считать лейтмотивом фильма.

С 3 по 11 ноября, в преддверии Дня народного единства, в Москве проходила выставка «Август. Восьмого. Искусство против войны», посвящённая событиям конфликта и демонстрировавшая хронику тех дней от фоторепортеров РИА Новости и живописные произведения осетинских художников. Выставка была приурочена к этому празднику не смотря на то, что ни Южная Осетия, ни Абхазия не являются частью России. В церемонии открытия приняли участие режиссёр фильма Джаник Файзиев, Егор Бероев, художник фильма Игорь Лотиев и кинорежиссёр Вадим Цаликов. Выставка была организована Постоянным представительством Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ и компанией «Главкино» на площадке клуба «Арма 17» в индустриальном помещении бывшего завода-газгольдера и состояла из нескольких частей — фотодокументальной, живописной и кинематографической. Документальную часть выставки представлял проект МЧС России, показывающий эвакуацию жителей Цхинвала, работу врачей аэромобильного госпиталя Центроспас и начало восстановления разрушенных дорог и зданий. Кинематографическую часть выставки представляли отрывки из самого фильма и рекламный трейлер.

Представляя фильм Файзиев сказал:
«Творческие люди — люди маленькие. Но у нас есть свой голос… Когда-то Чехов говорил: «Неважно, какой у тебя есть собственный след, неважно, какие звезды светят рядом с тобой. Ты сам должен источать тот свет, который дан тебе Богом». Всевышний дал нам эту возможность — творить. И мы должны стараться донести до публики тем языком, которым умеем, что война — совсем не то, чему есть место в нашей жизни. Спасибо всем пришедшим сегодня. Спасибо, что вы думаете так же, как мы. И в канун Дня народного единства мне остается лишь пожелать, чтобы Россия всегда оставалась единым государством, а россияне — единой нацией.»

В живописной части, организованной посольством Южной Осетии в РФ, можно было увидеть Цхинвал и его жителей на написанных в начале 1980-х годов полотнах Хсара Гассиева и, посвящённые пантеону небожителей, издревле почитаемых на земле Осетии, портреты осетинских мифологических существ из цикла «Лики вечности», написанные художником Игорем Лотиевым. В главном зале проходил проект, созданный самим «РИА Новости», под названием «Среда обитания. 08.08.08». В него вошла серия литографий профессора Европейской академии художеств Сергея Мироша, снимки фотографов «РИА» и документальные свидетельства, зафиксированные фотографами Михаилом Фомичевым, Сергеем Титовым, Максимом Авдеевым, Андреем Архиповым и Валерием Шарифулиным. Презентацию выставки посетили представители Московской осетинской общины, деятели культуры, искусства, кино и театра. Гостей встречали танцоры ансамбля «Алания» в осетинских национальных костюмах.

4 декабря в Москве, в рамках международной конференции по компьютерной графике «CG EVENT 2011», съёмочная группа фильма во главе с Файзиевым устроила небольшую пресс-конференцию с обзором спецэффектов будущего фильма, где Файзиев объявил, что в фильме не будет открытых и жестоких сцен насилия, потому что они ставили перед собой задачу показать «историю разрушения материального мира» и поэтому фильм не будет иметь возрастного рейтинга. Заодно, был показан очередной фрагмент, длинной в 25 минут.

С 17 января по 24 фераля Журнал «Total Football» проводил творческий конкурс по написанию захватывающего репортажа о любом спортивном турнире. В качестве призов разыгрывались билеты на премьеру фильма для победителей вторых и третьих мест и сноуборды с изображениями персонажей для победителей перых мест.

13 февраля на официальном сайте произошли крупные изменения. Теперь все страницы стали интерактивными, однако многие разделы оставались закрытыми и открывались по мере прохождения российской премьеры фильма. Одновременно с премьерой был выпущен рекламный ролик, рекламирующий продажу нового смартфона Samsung Galaxy Y Duos в сети салонов сотовой связи Евросеть. В ролике снялись Максим Матвеев и Константин Самоуков, которые сыграли самих себя, то есть актёров, которые в перерыве между съёмками, не снимая своей экранной одежды (военного обмундирования), зашли в салон Евросети.

Выход

Россия

Самый первый показ фильма состоялся в Москве 17 февраля 2012 года в кинотеатре «Пушкинский». Для этого на крыльце кинотеатра выстроили целый павильон с пещерой робота Мраковласта. На премьере присутствовали практически вся съёмочная группа и военные консультанты фильма, среди которых были участники южноосетинского конфликта. Присутствовали так же многие известные деятели кино и шоубизнесса (среди них были Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, Ксения Алфёрова, Тигран Кеосаян, Ольга Дроздова, Леонид Ярмольник, Тимати и др.). Среди приглашённых были Алексей Ухватов и Майкл Лернер. Здесь Файзиев в интервью признался, что ему в первую очередь будет интересно мнение военных, так как они воочию видели, что творилось в южноосетинском конфликте, а заодно в очередной раз заявил, что его фильм не содержит политической подоплеки.

Презентации

Начиная с сентября 2011 года и вплоть до премьеры по западной части России шла серия презентаций для рекламирования фильма. Первая презентация состоялась вечером 11 сентября 2011 года на одном из заброшенных полигонов под Санкт-Петербургом и была устроена в рамках открытия «Кино Экспо-2011». Для создания антуража на полигоне была воссоздана настоящая военная обстановка с наличием настоящей военной техники. На презентацию прибыло более 500 гостей и по прибытию их, под конвоем настоящих военных, сопроводили к ангару, где должна была состояться сама презентация. Для более пущего эффекта поход к ангару проходил под грохот и вспышки многочисленных взрывов и автоматные очереди. Чтобы создать эффектную иллюзию войны, организаторы мероприятия привезли на площадку большое количество настоящей спецтехники, в том числе бронетранспортер и артиллерийскую установку. Особенно пиротехникам удались огромные огненные горячие «грибы». Всё это наблюдали даже окрестные жители, которые, испугавшись ярких вспышек в ночном небе, вызвали пожарную команду. Презентацию вёл сам Файзиев и возглавляющие «Главкино» Илья Бачурин с Фёдором Бондарчуком. Открывая презентацию, Файзиев отметил, что фильм будет представлять собой абсолютно новый, неожиданный, формат: «Мы хотим сделать современное кино для семейного просмотра, чтобы его было интересно смотреть и маленьким детям, потому что в фильме огромное количество захватывающих спецэффектов, и любителям боевиков и „стрелялок“, и даже женщинам — потому что они здесь увидят весь спектр человеческих эмоций. Имея такой огромный по нынешним временам бюджет, мы рады возможности попытаться сделать „Август. Восьмого“ фильмом действительно мирового уровня». Был показан фрагмент продолжительсностью 20 минут. Когда Файзиев рассказывал про сюжет на сцену вышли танцоры Большого театра и начали передававать все озвученные режиссёром эмоции и перипетии в жизни героев языком тела и жестов, и таким образом проиллюстрировали весь синопсис и основные сюжетные линии фильма. На презентации присутствовал Джон Ландау, который в тот период приехал в Санкт-Петербург представлять «Титаник в 3D». Он был очень впечатлён, как презентацией, так и самим фрагментом, и признался, что после «такого» с удовольствием снимет кино совместно с русскими.

В начале октября 2011 в Киеве в кинотеатре «Киев» состоялась презентация второго 25-минутного фрагмента. Фрагмент состоял из трёх эпизодов с участием Ивановой, Бероева и Матвеева. Презентация была устроена украинской компанией «Ukrainian Film Distribution» и была встречана зрителями положительно. 6 декабря на московском кинорынке состоялись презентации компаний «Caravella DDC», «Парадиз», «WDSSPR» и «20th Century Fox». В самом конце презентации Джаник Файзиев вновь представил трейлер фильма, а заодно два новых раннее нигде не показанных эпизода. Заодно, он отметил, что на тот момент работа над фильмом ещё не закончена.

В начале января 2012 года у фильма началось пред-премьерное турне по России в виде закрытых показов отдельных фрагментов для директоров местных кинотеатров и прессы. Первый показ состоялся в Красноярске во вторник, 10 января, в кинокомплексе «Луч». Вместе с Файзиевым фильм приехал представлять один из со-продюсеров фильма Максим Боев, который является красноярцем. На следующий день состоялся показ 25-минутного фрагмента в Новосибирске в кинотеатре «Победа», где Файзиев заявил, что монтаж над фильмом до сих пор не закончен, а на вопросы о роботах (хотя уже было известно, что они являются аллегорией) отшутился, заявив: «Существует такая гипотеза, что наши разрабатывают роботов для охраны границ России. Это бы сильно сэкономило деньги для содержания пограничных войск, а также воздушной обороны».

31 января прошла презентация в Краснодаре в киноплексе «Семь звёзд». В презентации приняли участие Файзиев, Бероев и генеральный директор «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадим Смирнов. Это была первая в Краснодаре презентация такого плана. Во время неё Вадим Смирнов сказал, что фильм нужно оценивать с художественной точки зрения, а не с общественно-политической. 3 февраля прошла презентация в Уфе в кинотеатре «КРК Мегаполис», где рисутствовали Файзиев, Олешко и Смирнов. 9 февраля прошла презентация в Екатеринбурге в ККТ «Космос», где присутствовали всё те же Файзиев, Смирнов и заменивший в последний момент Бероева Олешко. Здесь впервые стало известно, что среди персонажей будет задействован Дмитрий Медведев.

Прокат

Всего в российском прокате фильм разошёлся в колличестве 1 467 копий. 20 февраля состоялись премьеры в Краснодаре, где её представлял Максим Матвеев и в Омске в Киноцентре "Вавилоне. Всероссийская премьера фильма состоялась 21 февраля. 25 февраля прошла премьера во Владикавказе.

Международный прокат

На презентации в Уфе, которая состоялась 3 февраля, Вадим Смирнов заявил, что «Двадцатый Век Фокс СНГ» выпустит фильм в мировой прокат. Тем не менее в Азербайджане фильм ещё до премьеры, намеченной на 21 февраля в Баку, был снят с проката из-за опасения, что его показ навредит отношениям с Грузией. Фёдор Бондарчук прокоментировал ситуацию с азербайджанским прокатом, как ситуацию с «непонятным» характером, и опроверг все заявления относительно того, что фильм разжигает межнациональную рознь.

22 февраля состоялась премьера в Белоруссии и Казахстане. На 1 марта была назначена украинская премьера, хотя ещё до неё киевские организации Союза украинской молодежи требовали снять фильм с проката. Тем не менее, фильм так и не был снят и некоторые украинские зрители посчитали, что его вполне может ждать судьба «Мы из будущего 2», который был запрещён к украинскому прокату, из-за чего разгоревшаяся вокруг него шумиха только больше увеличила к фильму интерес украинских зрителей. В конечном итоге премьера не состоялась, потому что Министерство культуры Украины не выдало прокатное удостоверение на демонстрацию фильма, при этом украинский дистрибьютер фильма «Ukrainian Film Distribution» отмечал, что Министерство только задерживает выдачу, а не отказывает в прокате. На данный момент в украинском прокате фильм пока не идёт.

Джаник Фазиев назвал запрет на прокат фильма политической игрой и сказал, что удивлён формулировке «фильм разжигает межнациональную рознь», так как, по его словам, все те люди, что смотрели фильм в его присутствии, говрили совершенно инное.

«Я вижу в этих запретах какую-то политическую игру. Министерство иностранных дел Грузии просто “судит по себе”. Думая, что раз они сделали фильм «5 дней в августе», в котором все политические акценты очевидным образом расставлены (для политических целей это кино и делалось), то они, видимо, полагают, что мы тоже будем делать кино, в котором будем расставлять политические акценты. Поскольку мы этого не делали, то они нас за глаза приговорили к политической ангажированности. Мне, честно говоря, обидно.»

Реакция на фильм

В Грузии

В Грузии фильм вызвал однозначно негативную реакцию. Ещё на стадии производства фильма, в самом начале июля 2011 года грузинский новостной интернет-портал «Грузия Online» опубликовал статью, в которой Мераб Гагуа в довольно жёсткой форме раскритиковал съёмки фильма. В частности, он обвинил команду в искажении реальных событий (по его мнению, агрессором выступала не Грузия, а Россия), назвав фильм «кремлёвской пропагандой», а в качестве причины изображения в фильме Грузии как агрессора критик назвал «настрой кремлёвских руководителей».

Положительная оценка фильма, данная Президентом России Дмитрием Медведевым, снова спровоцировала негативную реакцию в Грузии. Так, например, портал «Грузия Онлайн» опубликовал заметку «Медведев не читал Крылова…», в которой демонстрировалось весьма критическое отношение как фильму, так и его оценке Медведевым. На следующий день министр культуры и охраны памятников Грузии Николоз Руруа, ранее похваливший фильм «5 дней в августе», дал негативную оценку фильму «Август. Восьмого» и Медведеву, заявив, что Медведев «живёт в том фантастическом мире, в жанре которого снят фильм «Август восьмого» и все его утверждения «рассчитаны на внутреннее потребление».

В России

Не смотря на то, что картина ещё до премьеры критиковалась за наличие слишком несерьёзных для военного фильма элементов, в виде воображаемых роботов, фильм был встречен положительно и за первый уик-энд собрал более 140 000 000 рублей (около 5 000 000 долларов) при наличии 673 000 зрителей, выйдя в итоге по сборам на первое место в прокате среди отечественных фильмов. В остальном же фильм занял второе место, уступив «Призрачный гонщик 2», который в те выходные собрал около 240 000 000 рублей.

В День защитника Отечества Дмитрий Медведев посетил «Главкино», где встретился с создателями фильма и военнослужащими, принимавшими участие в Конфликте. Он положительно отозвался о фильме и поблагодарил съёмочную группу и военные лица.

После московской премьеры Джаник Файзиев в интервью Вите Рамм сказал, что после киносеанса он услышал от одного из зрителей комплимент «А я даже не знаю, с чем ваше кино сравнить». Файзиев это прокоментировал тем, что «если у человека нет аналогов для сравнения, значит, они сделали фильм, достойный зрительского внимания».

Алексей Ухватов, который стал прототипом Лёхи, положительно отозвался о фильме, отметив очень достоверно поставленные боевые сцены, но раскритиковал само название фильма «Август. Восьмого». По его мнению, это название больше подошло бы фильму, если бы он был целиком военный, а не любовной историей на фоне войны. Заодно он заявил, что к сцене смерти Ильи нужно было подойти более скурпулёзно, потому что он не смог сразу связать этот персонаж с Денисом Ветчиновым и только после просмотра понял, чьим прототипом был Илья.

Международная

В преддверии азербайджанской премьеры в Баку с протестом выступила инициативная группа азербайджанских пользователей Facebook. Участники этой группы обратились к администрации кинотеатра, заявив, что показывать картину нельзя. Они провели параллели между Грузией (которая считает Южную Осетию и Абхазию грузинской территорией, а Россию — «оккупантом») и Азербайджаном (который занимает аналогичную позицию по отношению к Нагорному Карабаху и Армении). Противники фильма заявили, что он «оправдывает войну России против Грузии в 2008 году, оккупацию территории Грузии, гегемонию России на Южном Кавказе». Самым основным аргументом снятия с показа был факт, что Россия была в числе тех стран, которые не поддержали резолюцию о территориальной целостности Азербайджана в Генассамблеии ООН. В итоге администрация кинотеатра согласилась уступить. Заявление Park Cinema опубликовало издание Vesti.az, поддержавшее протест. В обращении отмечается, что «фильм „Август. Восьмого“ снят со всех рекламных носителей кинотеатра (раздел 'СКОРО' на сайте кинотеатра, видеоролики в фойе кинотеатра, рекламные постеры, флаеры)». Администрация заявила, что планирует организовать «закрытый показ только для СМИ с целью дискуссии». Как отмечает REGNUM, фактически фильм снят с проката. Журналист Бахрам Батыев написал, что фильм мог подорвать азербайджано-грузинские отношения и было бы крайне не разумно показывать его в Азербайджане, иначе последний мог лишиться поддержки Грузии в плане своих потерянных территорий.

Аналогичные протесты устроила грузинская диаспора Украины и киевская организация Союза украинской молодежи, Молодёжного националистического конгресса и Молодого народного руха, которые обратились с жалобами в Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали, Государственное агентство Украины по вопросам кино и Службу безопасности Украины. Претензии были теми же — «разжигание межнациональной вражды и ненависти к братскому нам грузинскому народу, поэтому публичный показ такого кино в Украине недопустим». В конечном итоге 6 марта было объявлено, что Министерство культуры Украины запретило фильм, хотя само Министерство официально подобных заявлений пока не делало.

Критика

Российская

В России фильм вызвал неоднозначную реакцию. Так, Сергей Оболонков в своей рецензии на портале Lenta.ru дал весьма невысокую оценку фильму. Критик хотя и отмечает «более-менее интересную задумку» и «сносные спецэффекты», но при этом сравнивая показанное в фильме со словами режиссёра, указывает на почти полное отсутствие в фильме драмы, политическую ангажированность фильма, чрезмерное использование в фильме взрывов и спецэффектов.

Еще более разгромную рецензию опубликовал портал «Релакс», в которой Елена Полякова весьма критически описывает сюжет фильма, при этом в качестве главной проблемы фильма она отмечает в фильме политическую линию, связанную с выступлением Президента России. Кроме того, критик отмечает и роботов, сделанных «на довольно уверенную тройку с участием голливудских рисовальщиков», тщательное копирование голливудских штампов, неуместность героически-бравурного тона в фильме, а также то, что фильм «местами самовлюблённо затянут и злоупотребляет заимствованиями». В качестве положительного момента Полякова отмечает неплохо поставленные боевые сцены.

Денис Ступников в своей рецензии отнесся к фильму довольно положительно, но при этом отметил ряд недостатков. Так, в целом фильм, по его мнению, является «достоверным и убедительным», за исключением выбора названия фильма, несоответствующего главной сюжетной линии фильма, линию с вымышленным Президентом России и сам финал картины. Идею использования гигантских человекообразных роботов в фильме Ступников назвал «самой сильной стороной фильма», поскольку по его мнению, данный прием выполняет не только развлекательную функцию, но и глубже раскрывает психологические проблемы Артёма.

Награды

1 марта 2012 года председатель организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» Владимир Мамаев наградил Джаника Файзиева и Максима Матвеева медалями чести за гуманистический вклад в российский кинематограф.

Выход на DVD

На DVD фильм будет выпущен 22 марта 2012 года компанией «Флагман-Трейд».


Источник:
Опубликовано в категории: Тема дня, Кино
11-03-2012, 22:47
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук